Статуя Аполлона Бельведерского (около 330—320 гг до н. э.) в академическом искусстве считается эталоном красоты и символом гармонии. Скульптура, которая является римской мраморной копией с утраченного бронзового оригинала, хранится в Ватикане в Музее Пио-Клементино. Слепки с нее можно найти в музеях и дворцах по всему миру – совсем скоро гипсовая копия знаменитой статуи пополнит и богатейшие фонды «Мосфильма».
Над реставрацией точного слепка статуи Аполлона Бельведерского трудился скульптор Сергей Николаев. Как рассказал Mosfilm.ru сам мастер, приступая к восстановлению статуи, он предполагал множество сложностей, однако реальность превзошла все его ожидания.
«В плохом состоянии находился сам материал, гипс – пришлось укреплять поверхность. Кроме того, оказалось что детали статуи были от разных моделей – пришлось их «подгонять», чтобы все смотрелось красиво и гармонично. Обнаружились и конструктивные дефекты – потребовалось укрепление каркаса. В отличие от музейного экспоната, наша копия должна быть «мобильной» - ведь она используется для съемок, а значит должна быть прочной, устойчивой, спокойно разбираться и собираться – в ней шесть частей», - отметил скульптор.
Много сил и времени, по словам скульптора, потребовало восстановление плаща, многочисленные сколы на локонах пришлось восстанавливать по слепкам других фигур. При восстановлении деталей мастер сверялся с альбомами по монументальному искусству, а также с копией статуи Аполлона, хранящейся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В настоящий момент в мастерской завершаются работы по шлифовке статуи, а также по изготовлению для неё передвижного подиума. Кроме того, скульптура приобретет более темный цвет (под гранит).
«Аполлон - покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, олицетворение мужской красоты. Так что для меня, как для скульптора, это своего рода почетная миссия, привести статую в порядок, дать ей новую жизнь», - поделился эмоциями с Mosfilm.ru Сергей Николаев.
Непрерывная работа в мастерской реставратора Сергея Николаева ведётся более трех лет. В 2020-м году «Мосфильм» получил от ООО «АРТ-СТП» в дар гипсовую коллекцию слепков статуй греческих и античных богов работы скульпторов разных веков - эпохи Античности, итальянского Возрождения и французского Просвещения. В советское время коллекция гипсовых копий была изготовлена в мастерской Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, затем принадлежала Всесоюзному художественно-производственному объединению имени Е.В. Вучетича (Скульптурный комбинат) и выставлялась в различных культурных и общественных местах, использовалась для изготовления новых копий. Всего киноконцерну было передано около двухсот скульптур, бюстов, барельефов и ваз. Представленные экспонаты находились в самом разном состоянии. За это время свой первозданный облик обрели копии скульптур:
- «Иоанн Креститель» гипсовый слепок бронзовой скульптуры Родена (1880г.),
- «Афродита Капуанская» гипсовый слепок мраморной римской копии греческой скульптуры IV века до н.э.,
- «Апоксиомен» гипсовый слепок с мраморной копии I века до н.э. бронзовой статуи работы Лисиппа,
- «Дискобол» гипсовый слепок с римской мраморной копии 120-140 гг. до н.э.,
- «Победительница в беге девушек в Олимпии» греческий слепок с римской копии греческого оригинала V века до н.э.,
- «Афродита из собрания Медичи», гипсовый слепок римской копии утраченного греческого оригинала III века до н.э.,
- «Боец Боргезе (Гладиатор)» гипсовый слепок с римской копии греческой скульптуры работы Агасия II век до н.э.,
- «Афродита в садах» гипсовый слепок римской копии со статуи Каллимаха Афродита в садах, V в. до н.э,
- «Дорифор (Копьеносец)» гипсовый слепок со скульптуры Поликлета, V век до н.э.,
- «Бахус» (также «Пьяный Бахус») гипсовый слепок мраморной скульптуры Микеланджело (1497 г.)
- «Отдыхающий Гермес» - гипсовый слепок греческой скульптуры мастерской Лисиппа IV век до н. э.
Всего в порядок приведено более двух десятков скульптурных композиций и столько же бюстов.
Первоочередной задачей для скульптора стало восстановление ростовых скульптур – большая их часть уже приведена в порядок – осталось всего три композиций. Сроки восстановительных работ в каждом случае разнятся – некоторые экземпляры имеют сильные конструктивные повреждения, где-то необходимо укрепление каркаса и пр.
Сергей Николаев подчёркивает, что скульптуры и барельефы важно сохранить как точные копии - образцы, по которым можно делать новые слепки. Ведь скульптуры всегда востребованы в кино! К примеру, скульптура «Бахус» была задействована в новом фильме Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх» (2023). Внимательный зритель также увидит в фильме ещё несколько известных скульптурных композиций.
Оригиналы многих скульптур, представленных в Доме костюма и реквизита, находятся в ведущих музеях Франции, Италии и Германии и других стран, копии также можно увидеть в экспозициях и фондах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. А с коллекцией мосфильмовских скульптур можно ознакомиться в электронном каталоге «Дома костюма и реквизита» и взять в аренду для съёмок или тематических фотосессий.